Начало учебного года

Кому будет сложно в новом учебном году? 

Труднее всего в новом учебном году будет тем, кто меняет статус. Первоклассники превращаются из дошкольников в школьников, в их жизни происходят значительные изменения. Но повышенное внимание требуется не только им. Еще одной уязвимой группой можно назвать «новичков», которые меняют класс или школу. Им потребуется поддержка, поскольку придётся не только учиться, но и заново выстраивать отношения в коллективе. 

Как помочь первокласснику? 

Родителям первоклассников стоит быть готовыми к тому, что ребенок может хуже себя чувствовать, уставать, его организм будет перестраиваться под новый график.

 В адаптации к школьной жизни поможет соблюдение режима дня: рекомендуется рано ложиться спать, правильно питаться, много гулять. Конечно, на отношение ребенка к школе будет влиять личность педагога. С детьми приходится учиться, и родители должны на это настраиваться! Родители должны помогать первоклассникам, спрашивать, что было в школе, выяснить понял ли он материал повторять то, что ученик не усвоил. Чтобы ученик хорошо себя чувствовал в школе, он должен понимать материал, должен чувствовать, что у него получается. Если ребенку плохо в школе, нужно разобраться почему: может быть, у него проблемы со здоровьем, он отвлекается или быстро устает, поэтому перестает понимать, о чем идет речь на уроке. Родители должны стараться сохранить и укрепить отношения с детьми, тогда ребенку будет проще поделиться своими сложностями. Ему надо знать, что дома его поддержат, что родители всегда на его стороне и им можно все рассказать. «Если есть возможность, то не стоит оставлять ребенка на продленке, на внеурочных занятиях, дети там устают. Ребенку нужно прийти домой, побыть одному, отдохнуть от социума», — рекомендует Людмила Ясюкова. 

Елена Николаева считает, что ребенку после школы нужна физическая активность: либо спортивные секции, либо танцы всей семьей. 

Как учитель может помочь детям адаптироваться после каникул? 

О том, что же делать учителю, когда дети вернулись в школу после летних каникул и им нужно помочь адаптироваться к учебному процессу, психологи дают разные рекомендации. Людмила Ясюкова советует провести проверочные работы, чтобы понять, какие пробелы в знаниях есть у учеников: «Двойки в журнал, конечно, не ставить». По мнению Татьяны Ушаковой, не стоит сразу «брать быка за рога». Возможность отреагировать свои эмоции от встречи после расставания на каникулы упростит адаптацию детей. Учителю нужно дать ребятам возможность рассказать, как они провели лето: «Это можно обсудить в мини-группах или создать совместную арт-работу о каникулах». Стоит напомнить о правилах, существующих в школе. 

Как в дальнейшем сохранить интерес к учебе? 

Учебная мотивация формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. На желание учиться влияет посильность учебных задач, возможность получения помощи и поддержки, позитивный эмоциональный настрой. Мотивация появится лишь тогда, когда он будет понимать предмет, знать, как решить задачки, например. Если ребенок не понимает — ему становится неинтересно. 

Нужны ли детям дополнительные занятия? 

Плохо, когда в жизни детей нет ничего кроме школы, уроков и гаджетов. Однако психологи сходятся во мнении, что решение о посещении секций должно приниматься индивидуально для каждого ребенка. Чтобы дополнительные занятия приносили пользу, они должны быть подвижными, яркими, веселыми. Но и в дополнительных занятиях должна быть мера. Чем больше кружков, тем меньше развития, это становится просто времяпрепровождением. Могут быть полезными один-два кружка, выбранные исходя из интересов ребенка, но только если он успевает в школе. Когда ребенок плохо учится, он с удовольствием ходит в кружки. Но затем у него формируется установка на замещающую деятельность, его перестает интересовать учеба в школе, он считает, что она ему не нужна. Меру стоит соблюдать не только в разнообразии дополнительных занятий, но и в погружении в какой-то определенный вид деятельности. Осторожными стоит быть со спортивными секциями. По мнению ведущих российских психологов, когда дети сильно физически устают, они хуже соображают. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься в какой-то секции, например, в музыкальной школе — есть риск, что выросшие дети возненавидят музыку. Если хотите приобщить ребенка к музыке, лучше его водить в филармонию на концерты, дома включать музыку. Слушание и игра на инструменте это разные вещи. Играть отнюдь не все могут, а слушать и любить музыку можно научить кого угодно. 


Что предлагаю я?

Я, как педагог-психолог в этом учебном году набираю группы поддержки и развития одаренности "Развивайка" и "Логика" На занятиях мы будем развивать память, внимание, словесно логическое мышление, речь, познакомимся и будем использовать методы дедукции, индукции и многое-многое другое из того, что помогает в учёбе. Занятия 1 и 2 раза в неделю. 



И, конечно, любимые всеми занятия в соляной пещере - курс 10 занятий "Бухты мечты". 


Для старших (4 классы) запланированы занятия по снятию эмоционального напряжения в сенсорной комнате. 
Курс "Ключ"

 

Как лучше организовать семейное обучение? 

В минувшем учебном году в России насчитывалось около 10 тысяч учеников, выбравших семейную форму обучения. Такие данные привел заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк на «горячей линии» «Российской газеты» в сентябре 2020 года. «Начальная школа на семейном обучении — это очень хорошо, ученики могут выбрать подходящую программу, заниматься в своём темпе, а раз в год сдавать аттестацию», — считает Людмила Ясюкова. Однако она обращает внимание на то, что заниматься лучше с книгами и в общении с человеком, а не онлайн: «Когда дети долго находятся у компьютера, они хуже воспринимают информацию с экрана». Средним и старшим школьникам лучше возвращаться в школу, а не оставаться на семейном обучении, считает Людмила Аполлоновна. В любом возрасте для ребенка важен коллектив ровесников, отмечают психологи. Елена Николаева рекомендует адептам семейного обучения помнить о том, что, повзрослев, ребенок окажется в обычной жизни, где другие законы. И надо его к этому готовить. 

Какие сложности могут возникнуть при дистанционном образовании? 

Новый учебный год начинается в традиционном режиме. Психологи сходятся во мнении, что возвращение к дистанционному обучению школьников было бы нежелательно. В первую очередь потому, что нет хороших разработанных программ, оцифрованы обычные учебники (иногда с ошибками). В таком виде обучение становится сложностью и для учителя, и для ученика. Если же переход на дистанционный режим все же произойдет, психологи рекомендуют родителям иногда заниматься с ребенком лично, чтобы хотя бы часть обучения происходила не онлайн. 

Ещё раз поздравляю с началом учебного года, 

желаю хорошего настроения и интереса к новым знаниям! 

Ваш психолог Елена Ивановна 
 
P.S.. Напоминаю, что на сайте есть форма обратной связи, 
но я отвечаю на все телефонные звонки и во всех мессенджерах (предпочтительно WhatsApp). А очная консультация - это наиболее эффективный вид общения с родителями наших маленьких лицеистов.