Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:
Поколение GI (1900–1923 г.р.)
Молчаливое поколение (1923–1943
г.р.)
Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)
Поколение Х (1963–1984 г.р.)
Поколение Миллениум или Y (1984–2000
г.р.)
Поколение Z (c 2000 г.р).
«Поколение Z» – это дети
мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе.
Его представители «связаны» между собой благодаря таким вещам, как Интернет (в
целом), соцсети и YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры и т.д.
Дети «поколения Z» более зависимы от
цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как
альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены на
краткосрочных целях, при этом менее амбициозны, чем дети из предыдущих
поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны.
«Z» не склонны становиться частью определенных групп – они настаивают на собственном праве принимать решения. Развитие технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети. Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах.
Они быстрее развиваются, чем дети
этого же возраста 10–15 лет назад. Например, средний возраст детей, играющих с
куклой Барби, упал с 10 до 3 лет.
«Поколение Z» обитает в виртуальном
мире – они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны
совершать поездки и выходить из своих домов. Виртуальные развлечения выходят на
первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной
реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто
недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети «поколения Z» будут в
будущем испытывать проблемы в связи с этим.
Они выросли в эпоху экономической
депрессии, и окружение ждет от них, по большей части, одного – быть успешными.
Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих
лет.
Представители «поколения Z» очень
открыты, и это часто шокирует людей старшего возраста. Все происходит
соответственно ведущей деятельности в каждом возрасте. Если в дошкольном
возрасте ведущая деятельность – игра, то дети смотрят мультфильмы в сети и играют
в онлайн-игры.
Дальше ведущей деятельностью
становится учеба, потом интимно-личностное общение. И обучение, и общение со
сверстниками становится все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого
привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим
миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения.
Меньше человеческой коммуникации – больше техногенной. Эти дети и подростки
лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях
и человеческом поведении.
Коммуникативная дистанция с
родителями увеличивается. Сегодня родители все меньше играют роль авторитета
для своих детей, – всезнающим авторитетом для последних становится Интернет.
Родители начинают учиться у своих детей.
Особенности познавательной сферы поколения Z
Основная отличительная особенность
нового поколения – клиповое мышление.
Клиповое мышление – это процесс отражения
множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними,
характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной
разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между
частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия
окружающего мира.
Внешне это проявляется в том, что
человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и
у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким
мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном
и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, Интернет. Теряется
способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек.
С другой стороны, клиповое мышление используется как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Клиповое мышление обладает не только недостатками – это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других.
Дети Интернет-поколения одновременно
могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать
фотографии, делая при этом уроки. «Платой» за многозадачность становятся
рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных
символов логике и углублению в текст.
Учащиеся сегодня имеют возможность
скачивать информацию по любому интересующему их вопросу. Но «скачивание» резко
снижает интерес и способность к самостоятельным открытиям.
С помощью Интернета дети попадают в
мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы
найти необходимый ответ. Этот конфликт знания и информации все чаще и чаще
вспыхивает на уроках: учащиеся, привыкшие к клиповым режимам работы с
информацией, практически не умеют мыслительно концентрироваться, у них
оказываются крайне ослаблены способность воображения, рефлексии, понимания, в
том числе, понимания другого и т.д.
Сегодняшние дети не умеют строить
проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Они охотно
вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны
различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а
когда всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.
Особенности внимания современных школьников
Известно – для педагогического
процесса важна концентрация внимания. Специальных исследований особенностей
внимания цифрового поколения пока в России не проводилось. В зарубежных
исследованиях показано, что устойчивость внимания у школьников уменьшилась по
сравнению с предыдущим поколением, а переключение и распределение внимания
развиты лучше.
Особенности памяти
У детей цифрового поколения больше
развита кратковременная память, чем долговременная. Современному ребенку,
имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию, нет
смысла хранить ее долго в своей памяти.
Изменяется и структура мнемонических
процессов. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а
место, где находится какая-либо информация.
Восприятие тоже изменилось. Дети,
которые проводят много времени в виртуальной среде, получают определенную
депривацию, т.е. лишаются части сенсорных сигналов, которые связаны с
окружающим миром – запахи, вкусы, прикосновения и т.д.
Личностные особенности «поколения Z»
В наиболее ярком виде
психологические особенности нового поколения можно наблюдать в их крайних
проявлениях, в форме определенных психологических синдромов.
Во-первых, это гиперактивность как
результат клипового сознания. Детям трудно долго оставаться сосредоточенными на
чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны.
Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за
неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в
любых сферах деятельности. Избыток информации, который обрушивается на детскую
голову с первых лет жизни, приводит к изменению возрастного развития нервной
системы. Вот почему эти дети повышено возбудимы, впечатлительны, непоседливы.
Во-вторых – инфантилизация. Она
проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и во «взрослых»
ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого. Соответственно, подростки
менее ответственны, менее исполнительны, они не готовы признавать свою вину за
срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети,
постоянно ожидают от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки
всего, что они делают.
В-третьих – склонность к аутизации.
Речь идет об аутизме не в виде расстройства, а о доклинических формах аутизма.
Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя
и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем
современного образа жизни, как способ отгораживания от мира.
Современные дети живут в мире, где меняется социализация. Появилось новое требование – чтобы у человека был интернет, чтобы он владел компьютером, чтобы он мог общаться в виртуальном мире. Человеку, который не общается в интернете, сложнее социализироваться, потому что он хуже понимает язык тех людей, которые с ним разговаривают.
Резюмируя,
можно выделить наиболее значимые изменения поведения и психологии современных детей и подростков.
1. Снижение когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Рост эмоционального дискомфорта,
уменьшение желания действовать активно.
3. Уход из жизни ребенка
сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и сокращение
мотивационно-потребностной сферы.
4. Снижение любознательности и
воображения у младших школьников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Более позднее формирование мелкой
моторики и, следовательно, графических навыков у детей (что указывает на слабую
развитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за
произвольность).
6. Значительное снижение социальной
компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «цифровой» зависимости.
8. Ограничение общения со сверстниками,
появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с
эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и
оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
11. Астенизация телосложения и снижение
мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10–15%
основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными
возможностями здоровья.
14. Увеличение численности одаренных
детей.
15. В подростковом возрасте – рост
индивидуализации, критичности по отношению ко взрослым, поиск смысла жизни и
утверждение своей уникальности.
Изменения в ценностных ориентациях
подростков:
·
I место –
интеллектуальные (образованность);
·
II место – волевые
(настойчивость, ориентированность на достижения);
·
III место –
соматические (хорошее здоровье, презентабельная внешность).