Общение – это сложный многоплановый процесс взаимосвязи и взаимодействия двух и более людей.
В
общении они:
-
передают друг другу разнообразную информацию:
-
обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями,
идеями,
результатами своей деятельности;
-
заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают
практические
умения и навыки;
-
усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи,
обряды,
традиции;
-
ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей
и
проблем;
-
принимают коллективные решения.
Стратегии
общения:
открытая |
желание
и умение выразить полно свою точку зрения
и готовность учить
других |
закрытая
и монологическая |
нежелание или
неумение выразить понятно свою
точку зрения, свое
отношение, имеющуюся информацию |
диалогическая |
общение «по
душам» |
ролевая |
исходя из социальной роли личности |
«Контакт масок» -
формальное общение |
отсутствует стремление понять
и учитывать особенности личности
собеседника |
используются привычные
маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости) |
|
Примитивное общение |
оцениваю
человека как нужный или мешающий
объект |
нужен
- активно вступают в контакт, мешает
- оттолкнут иногда даже агрессивными грубыми репликами. |
|
Формально-ролевое
общение |
регламентированы
и содержание, и средства общения |
Вместо
знания личности собеседника, обходятся знанием его социальной роли. |
|
Деловое общение |
учитываются особенности личности,
характера, возраста, настроения
собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения |
||
Духовное |
общение,
когда можно затронуть любую тему |
каждый
участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его
реакции, интересы |
|
Манипулятивное общение
|
направлено на
извлечение выгоды от
собеседника с использованием
разных приемов (запугивание, лесть, обман, демонстрация доброты) в зависимости
от особенностей личности собеседника и цели |
||
Светское общение
|
общение
закрытое его суть в беспредметности |
то
есть люди говорят не то что думают, а то, что положено говорить в подобных
случаях |
|
Конечно, с чистом виде в семье такие стратегии и виды общения не встречаются, но если проанализируете общение в Вашей семье, то сможете сделать вывод о том, что преобладает и, учитывая то, чего бы Вам хотелось бы, сознательно его скорректировать.
В практике моей работы по оптимизации процесса общения в семье помогает теория трансактного анализа. С ней сегодня и хочу Вас
познакомить.
В рамках этой теории существует три позиции в существовании личности в этом мире. Каждый складывается из набора мыслей и чувств, а так же поведения и
называется эго-состоянием.
В личности каждого из нас присутствуют одновременно
все три состояния. Но и в личности наших детей, что немаловажно, тоже.
Пример того, как изменяется наше эго-состояние.
Елена ведёт машину по дороге с сильным движением.
Она постоянно наблюдает за положением и скоростью окружающих её машин, следит
за дорожными знаками. Она управляет машиной, реагируя «здесь и теперь» на то,
что происходит вокруг неё. Елена находится в состоянии «В». Внезапно другой
водитель обгоняет и резко вклинивается впереди её машины. В течение доли
секунды Елена испытывает страх от того, что произойдет столкновение. Она
бросает взгляд на зеркало заднего вида и замечает, что дорога позади автомобиля
свободна, снижает скорость, чтобы избежать столкновения. Её реагирование «здесь
и теперь» свидетельствуют о том, что она продолжает находиться в состоянии «В».
Это состояние помогает её быстро реагировать и избежать аварии.
Когда другой водитель, обогнав её, пропадает вдали,
Елена качает головой и неодобрительно сжимает губы. Поворачиваясь к своему
пассажиру, она говорит: «Таких водителей и близко нельзя подпускать к машине».
В этот момент Елена перешла в состояние «Р». В детстве она часто ездила с отцом
в машине, наблюдала за ним и слышала, как он неодобрительно высказывался по
поводу ошибок других водителей, качая при этом головой и сжимая губы.
Минуту спустя Елена останавливается у своего офиса,
смотрит на часы и понимает, что опоздала на важную встречу с боссом. Она падает
духом, и какое-то мгновение испытывает чувство шока. Сейчас она перешла в
состояние «Д», так как вспомнила свои давние ощущения, когда опаздывала в школу
и испытывала страх от того, что её может наказать учитель. Её чувство шока
является реакцией на старые воспоминания, а не на то, что случилось с ней
сейчас на дороге. В этот момент она не осознает, что проигрывает своё детство.
Если её спросить: «…напоминает ли эта ситуация какое-либо событие из её детства»,
то она, возможно, и вспомнит давнюю
сцену в классе, а может быть и нет, если болезненные воспоминая глубоко
похоронены в памяти и потребуется курс психотерапии, чтобы воскресить эти
воспоминания и избавиться от их влияния.
Когда Елена сейчас вновь переживает, свои детские
чувства и мысли, она ведёт себя так же, как много лет назад, будучи школьницей
– её сердце колотиться, а глаза широко раскрыты. Затем, через некоторое время
Елена говорит себе: «Минуточку! Чего собственно я боюсь? Мой босс – умный мужчина.
Он поймет, почему я опоздала. Во всяком случае, мы компенсируем потерянное
время, поработав немного во время перерыва». Сейчас она снова в состоянии
«В». Она улыбается и смеётся. Её смех –
это смех взрослой женщины, он отличается от нервного хихиканья испуганного
ребёнка.
Вот так может меняться наше эго-состояние на
протяжении всего нескольких минут. Попробуйте по аналогии проанализировать свои жизненные
ситуации.
Суть модели «Р-В-Д» в том, что она позволяет
устанавливать связь между поведением мыслями и чувствами. Как же использовать
её в общении с детьми в семье? Да, впрочем и не только с детьми.
Итак, уяснили, что все три составляющие присутствуют в сознании каждого из нас независимо от возраста, пола, положения и пр. Таким
образом, общаясь с ребёнком, мы можем находиться в одном из состояний и, в
ответ получить модель поведения так же одной из составляющих. Так как мы с Вами
обладаем бóльшим жизненным опытом то, нам легче корректировать свои мысли,
чувства, своё поведение и сознательно изменить их или суметь поставить своего
ребёнка в ту позицию, которая нам необходима для продуктивного общения. Важно,
чтобы коммуникация строилась в параллельных направлениях, а не ни к кое случае не перечеркивала
одна другую.
Разберу на простом примере.
Ситуация: Ваш сын возвращается с домой.
Вы спрашиваете: «Который час?». Он отвечает:
«Шесть часов»…
Из какой позиции был задан вопрос? Из какой позиции
получен ответ?
Допустим, Вы спросили спокойным тоном, находясь в
позиции «В» и мальчик так же спокойно Вам ответил так же из позиции «В»
Здесь схема общения выглядит так рис.1.
Это идеально и продолжать общение разумнее на этих позициях.
Если ответ получен из позиции «Д» и мальчик обратился к Вам как к контролирующему родителю «Р» схема выглядит так рис.2
Вектора направления коммуникации перечеркивают друг друга - это наихудший вариант. Мысли сына: «Сейчас начнет читать нотации…» он ждёт Вашего ответа из позиции "Р". Но мама обратилась из другой позиции и к другой составляющей личности сына. В данном случае мальчик не уловил напраленности. Дальнейшее общение для продуктивности диалога требует корректировки – или Вы переходите в позицию «Р» или даёте понять сыну, что ждали ответ в адрес «В» и тогда уже ему придётся выбирать или другую позицию или направление. Вариантов много, но не каждый ребёнок способен на это. Вектора должны быть параллельны. Иначе вы не услышите друг друга и не поймёте и такое общение ничего хорошего не принесёт ни Вам ни ребёнку.
Другой возможный вариант. Рис 3. Мысли сына: «Совсем забыл, что мы собирались вместе навести порядок на балконе. Она перенесла важные дела и ждала меня. Ну, закрутился, за временем не следил, увлёкся - готовились к завтрашнему конкурсу, хочется, чтобы наш класс занял призовое место, я хоть и не участвую в выступлении, но переживаю - рейтинг же».
Вектора не перечеркивают друг друга, но тем не менее дальнейшее продуктивное общение возможно если мама поймет и сама перейдет в позицию "Д" или сын перейдет в позицию «В». Важно чтобы вектора были параллельны.
Третий вариант - Рис 5. Мысли сына: «Сама опоздала, наверное, снова были какие-то неотложные дела как всегда, с её то работой. Зато я ужин приготовил. Хоть и раньше пришла, но всё равно уставшая».
Рис 6. Мысли сына: «Сама опоздала. Я думал забыла и болтает с какой-нибудь подругой. Всегда забывает всё, если не напомнить. Как маленькая, ей Богу. А ещё говорит, что у меня память девичья.». Это второй неблагоприятный вариант, когда вектора перечёркивают друг друга.
В обоих вариантах ищем вариант общения с параллельными векторами. Вариантов, как Вы сами понимаете, много. Кромемогут быть и другие
Если принять во внимание, что в процессе общения может меняться позиция состояния мамы и позиция состояния сына (на примере с Еленой мы с вами отследили как легко это происходит), то поймем, что лабиринты общения могут быть самыми непредсказуемыми и вместе с тем увлекательными и, сознательно управляя ими, мы можем достигать самых разных целей.
Вспомнились слова из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Бранта, который писал:
"Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему".