|
А сейчас ещё раз немного о том, каких правил
нужно придерживаться для того чтобы сохранить своё физическое и психическое
здоровье в оставшиеся дни режима дистанционного обучения и вынужденной
самоизоляции дома.
Жизнь нашей планеты подчинена определенным
ритмам: день-ночь, зима-весна-лето-осень. Никто не может вмешаться и нарушить
этот порядок. И мы, жители Земли веками приспосабливались жить ритмично и
устанавливать распорядок своей деятельности. О важности этого момента на
дистанционке говорили много, я не хочу повторять за многими. Честно не всегда
получалось его соблюдать по многим объективным причинам, меня поймут и учителя
и ученики.
Тем не менее, это пункт первый.
________________________________________________________
Это вирус информационный. Его негативное
воздействие на психику запросто может нанести вред физическому состоянию
(тревожность, головная боль, скачки артериального давления, боли в желудке,
обострение хронических заболеваний и т.д. и т.п).
Строго дозируйте получение информации и
следите за источниками её распространения. В группах «друзей» социальных сетях
проведите ревизию и откажитесь от общения с токсичными личностями. Токсичные
люди превращают любую ситуацию в стрессовую. Им очень нравится создавать проблемы
и злить окружающих. Делается это ими исключительно для того, чтобы почувствовать
свое превосходство. В настройках
телефона поставьте на беззвучный режим их звонки и сообщения этих персон. Лично
мне пришлось попрощаться с некоторыми непонятными виртуальными «друзьями», а
некоторые стали ближе и полезнее в общении именно сейчас.
Новостные телевизионные каналы тоже
отфильтруйте и регламентируйте время их просмотра.
Перед тем как начать работать проветрите
помещение, не повредит влажная уборка. Выключите все посторонние источники
звука, настройте правильное освещение.
Во время занятий не пренебрегайте физминутками
(десятиминутками).
Следите за глазами – используйте гимнастику
для глаз, капли. Многим моим друзьям помог пальминг (от
англ. palm – «ладонь») – это эффективный метод упражнения для глаз, направленный на улучшение зрения, который придумал
знаменитый ученый из Нью-Йорка Уильям Бейтс. Мне лично помог даже улучшить
зрение, несмотря на работу за компьютером по 12 часов. Посмотрите на свои
ладони. В середине вы видите углубление.
Энергично потрите ладони друг о друга, чтобы они «загорелись» - представьте, что из центра ладони выходит золотой луч. Прикройте глаза ладонями, представьте как золотой луч гоеет выши закрытые глаза, принося им расслабление и приятное тепло. Посидите так 3-7 минут.
Энергично потрите ладони друг о друга, чтобы они «загорелись» - представьте, что из центра ладони выходит золотой луч. Прикройте глаза ладонями, представьте как золотой луч гоеет выши закрытые глаза, принося им расслабление и приятное тепло. Посидите так 3-7 минут.
После работы закройте ноубук или выключите
комп…
_________________________________________________
«Подумаю об этом завтра» - это фраза моей любимой героини из книги «Унесенные ветром». Скарлетт говорила её каждый раз, когда не хотела решать какие-либо проблемы сиюминутно, на эмоциях. Это психогигиена. Вашему разуму, как и физическому телу необходимы паузы для восстановления. Например, вы никак не можете найти решение некой проблемы, и голова уже просто взрывается от умственных усилий - подумайте об этом завтра. Есть поток сознания, а есть объём. Надо остановиться в потоке и оценить ситуацию и решение, отключить эмоции, дистанцироваться и взглянуть на проблему со стороны. Сфокусировать внимание на своих внутренних телесных ощущениях (ваша природа подскажет, что лучше и полезнее).
«Телу легкость - душе радость»,
«Суперточный психолуч Вам поможет жить без туч»
эти фразы поймут участники моих тренингов в
пещере.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
|
«Врешь, не возьмешь». Это знаменитая фраза из
легендарного фильма «Чапай»
как и слова Кришны из Бхагават-гиты
«Сражайся, Арджуна!» - лозунг настоящего момента.
Нам приходится «сражаться» - преодолевать трудности новой системы обучения, свою лень, негатив в сознании, свою тревожность, возникающие внутренние конфликты, внешние семейные конфликты, внутренний протест по поводу кажущейся нелогичности действий властей, например, как с транспортом в Волгограде и многое другое.
Возможно, подойдёт слово-формула –
«Психо-лихо откатись,
в здраву силу превратись».
____________________________________________________
в здраву силу превратись».
____________________________________________________
Это три механизма совладания со стрессом, так
же заложенные в нас природой, опытом жизни предков. Каждый из них был придуман
госпожой Эволюцией не зря. Каждый был приемлем (и даже необходим) в
определенной ситуации для выживания (физического) организма в то время, когда
Природе было не до сантиментов.
«Бей» - если есть шансы получить что-то
значимое. Еду, например. Или если противник кажется слабее. Или если бегство
невозможно.
«Беги» - если шансы на получение желаемого слишком призрачны, а риски слишком велики. В общем, «игра не стоит свеч».
«Замри» тоже эффективная стратегия. Когда убежать и напасть невозможно. Например, если вы оказались на краю обрыва, проще замереть, чем кидаться сломя голову неведомо куда – можно и в пропасть рухнуть. Или если надо спрятаться.
«Беги» - если шансы на получение желаемого слишком призрачны, а риски слишком велики. В общем, «игра не стоит свеч».
«Замри» тоже эффективная стратегия. Когда убежать и напасть невозможно. Например, если вы оказались на краю обрыва, проще замереть, чем кидаться сломя голову неведомо куда – можно и в пропасть рухнуть. Или если надо спрятаться.
Применяйте их в зависимости от ситуации, чтобы
сохранить свою целостную личность и избежать дисгармонии в общении с близкими и
значимыми людьми.
_______________________________________________________________________________
Развивай свои возможности, гибкость.
В нынешней ситуации даже черный юмор может
стать полезным.
Это ещё один пример от меня – иллюстрация - ощущения
наших лицеистов в процессе обучения. Наблюдая за нашими учениками на
консультации в ZOOM, вспомнилось это творение великого Врубеля
Михаила Александровича «Сошествие Святого Духа на апостолов». Посмотрите... каждый занят своим - кто-то чатится, кто-то серьёзен и сосредоточен, кто-то задумался о своем, кто-то не согласен... но всё-таки учатся
Это фраза из детской игры иногда тоже поможет справиться с напряженной ситуацией. Детская способность спрятаться, находясь на виду, отстраниться, отгородиться от окружающего, утрачена нами во взрослой жизни или забыта, ушла на уровни подсознания. В ситуации самоизоляции - это один из способов избегания стресса.
Наши ученики участвовали в реализации сетевой
программы развития жизнестойкости и даже
победили в конкурсе «Феникс». Многое из этой программы было актуально в
ситуации дистанционки.
Но сегодня хочу вспомнить фразу - «Смысл
должен быть найден, но не может быть создан» - это слова Виктора Франкла одного
из наиболее выдающихся психологов 20 века, чьи идеи актуальны в любые времена. До
войны, когда он быт наставником (говоря современным языком коучем) у молодых
студентов университета, среди них полностью прекратились случаи самоубийств. В
фашистском концлагере он продолжал свою работу наставника, вдохновляя
отчаявшихся и измученных людей на продолжение борьбы за жизнь в невыносимых
условиях — через поиск смысла в их жизнях, который они уже перестали видеть. Он
пережил немецкий концентрационный лагерь (в лагере погибла его жена и его
родители) и написал книгу о своем опыте «Человек в поиске смысла» (Man’s Search
for Meaning).
Утилизируйте всё ненужное,
катализируйте нужное.
На «почётных местах»
оставляем только полезное для жизни.
______________________________________________________
______________________________________________________
Из многочисленных сообщений полученных мной из
Испании в период высокой смертности от коронавируса пришлось переводить слова
католической молитвы.
Вот этот перевод:
Вот этот перевод:
«Господи! Дай мне разум
и душевный покой принять то,
что я не в силах изменить. Дай мне мужество
изменить то, что я могу. И дай мне мудрость
отличить одно от другого. Аминь.»
Я специально выделила те характеристики, которые так важны для нас именно сейчас.
Я специально выделила те характеристики, которые так важны для нас именно сейчас.
Закончить на сегодня хочу стихами Осипа Мадельштама
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть
Узора милого не зачеркнуть.
Узора милого не зачеркнуть.
Ваш
психолог Елена Ивановна Словиковская
30.04.2020
г.