Техника безопасности на карантине






Надеюсь, скоро закончится период нашего заточения, и мы вернёмся в родной Лицей, встретимся с друзьями, учителями, коллегами, войдем в светлые классы, по которым очень соскучились.
А сейчас ещё раз немного о том, каких правил нужно придерживаться для того чтобы сохранить своё физическое и психическое здоровье в оставшиеся дни режима дистанционного обучения и вынужденной самоизоляции дома. 

____________________________________________________________________



 



Жизнь нашей планеты подчинена определенным ритмам: день-ночь, зима-весна-лето-осень. Никто не может вмешаться и нарушить этот порядок. И мы, жители Земли веками приспосабливались жить ритмично и устанавливать распорядок своей деятельности. О важности этого момента на дистанционке говорили много, я не хочу повторять за многими. Честно не всегда получалось его соблюдать по многим объективным причинам, меня поймут и учителя и ученики.  

Тем не менее, это пункт первый.

________________________________________________________


Это вирус информационный. Его негативное воздействие на психику запросто может нанести вред физическому состоянию (тревожность, головная боль, скачки артериального давления, боли в желудке, обострение хронических заболеваний и т.д. и т.п). 
Строго дозируйте получение информации и следите за источниками её распространения. В группах «друзей» социальных сетях проведите ревизию и откажитесь от общения с токсичными личностями. Токсичные люди превращают любую ситуацию в стрессовую. Им очень нравится создавать проблемы и злить окружающих. Делается это ими исключительно для того, чтобы почувствовать свое превосходство.  В настройках телефона поставьте на беззвучный режим их звонки и сообщения этих персон. Лично мне пришлось попрощаться с некоторыми непонятными виртуальными «друзьями», а некоторые стали ближе и полезнее в общении именно сейчас.
Новостные телевизионные каналы тоже отфильтруйте и регламентируйте время их просмотра.
______________________________________________________




Перед тем как начать работать проветрите помещение, не повредит влажная уборка. Выключите все посторонние источники звука, настройте правильное освещение.
Во время занятий не пренебрегайте физминутками (десятиминутками).
Следите за глазами – используйте гимнастику для глаз, капли. Многим моим друзьям помог пальминг (от англ. palm – «ладонь») – это эффективный метод упражнения для глаз, направленный на улучшение зрения, который придумал знаменитый ученый из Нью-Йорка Уильям Бейтс. Мне лично помог даже улучшить зрение, несмотря на работу за компьютером по 12 часов. Посмотрите на свои ладони. В середине вы видите углубление.  
Энергично потрите ладони друг о друга, чтобы они «загорелись» - представьте, что из центра ладони выходит золотой луч. Прикройте глаза ладонями, представьте как  золотой луч гоеет выши закрытые глаза, принося им расслабление и приятное тепло. Посидите так 3-7 минут.
После работы закройте ноубук или выключите комп…

_________________________________________________




«Подумаю об этом завтра» - это фраза моей любимой героини из книги «Унесенные ветром». Скарлетт говорила её каждый раз, когда не хотела решать какие-либо проблемы сиюминутно, на эмоциях. Это психогигиена. Вашему разуму, как и физическому телу необходимы паузы для восстановления. Например, вы никак не можете найти решение некой проблемы, и голова уже просто взрывается от умственных усилий - подумайте об этом завтра. Есть поток сознания, а есть объём. Надо остановиться в потоке и оценить ситуацию и решение, отключить эмоции, дистанцироваться и взглянуть на проблему со стороны. Сфокусировать внимание на своих внутренних телесных ощущениях (ваша природа подскажет, что лучше и полезнее).
«Телу легкость - душе радость»,
«Суперточный психолуч Вам поможет жить без туч»
эти фразы поймут участники моих тренингов в пещере.
___________________________________________________________________________








«Врешь, не возьмешь». Это знаменитая фраза из легендарного фильма «Чапай» 
как и слова Кришны из Бхагават-гиты 
«Сражайся, Арджуна!»  - лозунг настоящего момента. 


Нам приходится «сражаться» - преодолевать трудности новой системы обучения, свою лень, негатив в сознании, свою тревожность, возникающие внутренние конфликты, внешние семейные конфликты, внутренний протест по поводу кажущейся нелогичности действий властей, например, как с транспортом в Волгограде и многое другое. 

Возможно, подойдёт слово-формула –
«Психо-лихо откатись, 
в здраву силу превратись».

____________________________________________________

 



Это три механизма совладания со стрессом, так же заложенные в нас природой, опытом жизни предков. Каждый из них был придуман госпожой Эволюцией не зря. Каждый был приемлем (и даже необходим) в определенной ситуации для выживания (физического) организма в то время, когда Природе было не до сантиментов.
«Бей» - если есть шансы получить что-то значимое. Еду, например. Или если противник кажется слабее. Или если бегство невозможно.
«Беги» - если шансы на получение желаемого слишком призрачны, а риски слишком велики. В общем, «игра не стоит свеч».
«Замри» тоже эффективная стратегия. Когда убежать и напасть невозможно. Например, если вы оказались на краю обрыва, проще замереть, чем кидаться сломя голову неведомо куда – можно и в пропасть рухнуть. Или если надо спрятаться.
Применяйте их в зависимости от ситуации, чтобы сохранить свою целостную личность и избежать дисгармонии в общении с близкими и значимыми людьми.
_______________________________________________________________________________





 




Развивай свои возможности, гибкость.
В нынешней ситуации даже черный юмор может стать полезным.
Это ещё один пример от меня – иллюстрация - ощущения наших лицеистов в процессе обучения. Наблюдая за нашими учениками на консультации в ZOOM, вспомнилось это творение великого Врубеля Михаила Александровича «Сошествие Святого Духа на апостолов». Посмотрите... каждый занят своим - кто-то чатится, кто-то серьёзен и сосредоточен, кто-то задумался о своем, кто-то не согласен...  но всё-таки учатся


____________________________________________________________________________


 






Это фраза из детской игры иногда тоже поможет справиться с напряженной ситуацией. Детская способность спрятаться, находясь на виду, отстраниться, отгородиться от окружающего, утрачена нами во взрослой жизни или забыта, ушла на уровни подсознания. В ситуации самоизоляции - это один из способов избегания стресса.






 

Наши ученики участвовали в реализации сетевой программы развития жизнестойкости  и даже победили в конкурсе «Феникс». Многое из этой программы было актуально в ситуации дистанционки.
Но сегодня хочу вспомнить фразу - «Смысл должен быть найден, но не может быть создан» - это слова Виктора Франкла одного из наиболее выдающихся психологов 20 века, чьи идеи актуальны в любые времена. До войны, когда он быт наставником (говоря современным языком коучем) у молодых студентов университета, среди них полностью прекратились случаи самоубийств. В фашистском концлагере он продолжал свою работу наставника, вдохновляя отчаявшихся и измученных людей на продолжение борьбы за жизнь в невыносимых условиях — через поиск смысла в их жизнях, который они уже перестали видеть. Он пережил немецкий концентрационный лагерь (в лагере погибла его жена и его родители) и написал книгу о своем опыте «Человек в поиске смысла» (Man’s Search for Meaning).  

Утилизируйте всё ненужное, катализируйте нужное.
На «почётных местах» оставляем только полезное для жизни.

______________________________________________________




Из многочисленных сообщений полученных мной из Испании в период высокой смертности от коронавируса пришлось переводить слова католической молитвы. 



Вот этот перевод:
«Господи! Дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить. Дай мне мужество изменить то, что я могу. И дай мне мудрость отличить одно от другого. Аминь.» 
Я специально выделила те характеристики, которые так важны для нас именно сейчас.
Правда напоминает  что-то?


Закончить на сегодня хочу стихами Осипа Мадельштама


Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть
Узора милого не зачеркнуть.



Ваш психолог Елена Ивановна Словиковская
30.04.2020 г.