Ключи к мотивации детей (по материалам Н. А. Ягодкина).
Педагогу важно самостоятельно разбираться с
тем, какая мотивация сейчас «работает» у ребенка, а какая «буксует», и
научиться помогать пробуксовывающим элементам. Для того, чтобы лучше понять
классификацию мотивов, давайте сначала с ней бегло ознакомимся, а затем уже
разберем каждый из мотивов.
Это группа мотивов, связанных с биологическими
потребностями. Вне зависимости от пола и возраста, у нас есть потребности в
пище, воде, безопасности и во всем остальном, что необходимо нам для жизни. Мы
далеки от мысли использовать потребность в пище для создания мотива к обучению
детей.
2. Процесс как мотив
Группа мотивов, связанных с процессом. Бывает
так, что мы увлекаемся какой-то деятельностью не потому, что нас настойчиво к
этому принуждают, не потому, что за выполнение какой-то работы нам обещают
«золотые горы», а потому, что деятельность интересна нам сама по себе. То есть
мы увлекаемся процессом ее выполнения, и внешние стимулы становятся глубоко
вторичны, не важны. Это значимая группа мотивов, поскольку она позволяет
существенно экономить «топливо» нашей мотивации, а часто и дозаправляться этим
«топливом» от деятельности, чтобы тратить его на что-то, что увлекает гораздо
меньше. Эта экономия связана с тем, что мы при увлечении процессом переходим на
особый вид внимания — послепроизвольное внимание.
3. Мотивы, сформированные подкреплениями
Однако в бытовой практике в арсенале родителей мотивация подкрепления до определенного возраста едва ли не основной способ добиться от ребенка того, что нужно. Специфика этого вида мотивов в том, что на нас постоянно с самого рождения влияет огромное количество плюс- и минус-подкреплений. Негативные мотивы запоминаются лучше, чем позитивные, и, соответственно, ребенок, которого один раз заставили что-то делать с использованием страха, стыда или вины, а потом много раз мотивировали при помощи различных вариантов положительной мотивации, запомнит тот самый один раз, и в его картине мира ситуация будет выглядеть, как «меня постоянно принуждают». Это происходит потому, что стресс, сформированный при использовании негативной мотивации, усиливает эффект и накладывает свой отпечаток не только на ту деятельность, к которой его мотивировали, но и в целом на эмоциональный фон и психическое здоровье. Использование мотивов поощрений — действенный инструмент на определенном уровне развития ребенка.
4. Достижение как мотив
Мотивация
достижения связана с особыми процессами, которые происходят в нашем мозге и
сознании, когда мы чего-то достигаем. Достижение (как и его противоположность —
неудача) влияет на человека комплексно. То есть не просто формирует мысли, на
основании которых человек может о себе иначе думать (лучше: я смог, я добился;
или хуже: я не смог, неудачник, у меня не получилось сейчас и не получится
никогда), но и само по себе дает сильное подкрепление (положительное или отрицательное).
Человек может или радоваться достижению, или грустить от того, что не добился
цели.
5. Мотивы идентификации
В
детском
и подростковом возрасте все дети идентифицируют себя с каким-то реальным или
вымышленным персонажем, перенося на себя часть его качеств и характеристик. При
этом важно понимать, что никакие супергерои, рок- или поп-звезды, великие
путешественники или герои аниме не перечеркнут фигуры ближайших родственников,
чаще всего мамы и папы, иногда — дедушки или бабушки. Фигуры мамы и папы,
дедушки и бабушки, как и остального эмоционально значимого окружения, важны не
только в качестве носителей тех или иных идей, но и как образцы для
идентификационных механизмов.
6. Мотив принадлежности к группе
Человек существо социальное, и мы испытываем сильную потребность принадлежать еще и к социальной группе, точнее к разным социальным группам. Социальность в нас сильна, и это легко объяснимо. Достаточно большой период в истории жизни наших предков напрямую зависели от того, приняты они в группу или нет. Один в саванне не воин, и этот принцип сформировал в нас огромное количество биологически запрограммированных механизмов, а также потребность быть принятым в какую-нибудь человеческую общность.
7. Мотивы признания, лидерства и власти
Группа мотивов, связанных с желанием быть признанным, лидировать, самоутверждаться и обладать властью. В любом возрасте мы нуждаемся в том, чтобы быть признанными окружающими, обществом, иметь высокое положение в нем, которое соответствует нашему представлению о себе. Кроме того, у человека в определенный момент появляется желание влиять на других людей, направлять какие-то процессы в соответствии со своими желаниями, лидировать в группе других людей, руководить. Когда-то мы хотим стать тем человеком, который выбирает игру, в которую будет играть весь двор в ближайший час, когда-то хотим стать капитаном команды, старостой класса или, наоборот, лидером его хулиганистой части, затем желание лидерства может быть перенесено на учебную и/или трудовую деятельность. В конечном счете, эта группа мотивов определяет статус в обществе и уровень самооценки человеком себя, своих качеств, результатов своей работы.
8. Соревновательные мотивы
Группа соревновательных мотивов, мотивов
достижения. Для правильного использования этой группы мотивов надо понимать,
что соревновательная мотивация может быть как внешняя, так и внутренняя. В
первом случае, когда соревновательный мотив является внешним, человек сравнивает
себя с другими, и ценность результатов своей деятельности связывает с
результатами деятельности «соперников». Скажем, уже на уровне юниорского спорта
тренерам зачастую не слишком важно, какую внутреннюю работу проделал ребенок,
но если в прошлом году он занял 5-е место, а в этом — 7-е, то это два шага
назад. Во втором случае, когда соревновательный мотив оказывается внутренним,
человек оценивает свою деятельность, сравнивая с собой же.
9. Протестные мотивы
Слово «протест» вызывает массу разных эмоций.
В социальном плане протест — это категорическое несогласие, нежелание
чего-либо. В плане же психологическом мы различаем протест явный и протест
скрытый. Явный, деятельностный протест — это ситуация, при которой
ребенок/подросток совершает поведенческие акты, прямо нарушающие принятые нормы
и договоренности в семье, в школе, действует вопреки. Такой протест может быть
сознательным или неосознанным. В первом случае подросток осознает, с чем именно
он борется, и зачастую вполне конкретно называет эти явления или этих людей. Во
втором случае окружающая действительность вызывает желание протестовать в
общем, без каких-либо конкретных осознанных причин, а зачастую и сам факт того,
что подросток выражает протест, остается неосознанным. Цель работы с психологом
— осознать, что является причиной и поводом к протестному поведению, можно ли
что-то сделать с ситуацией или изменить отношение к ситуации, а также — где
искать источники для более здоровых форм мотивации, чтобы «идти к», а не «идти
от».
10. Образ будущего как мотив
Группа мотивов, связанная с образом будущего, не очевидна, но всегда проявляется в жизни человека. Когда мы что-то планируем, у нас всегда, сознательно или бессознательно, есть оценка вероятности успеха. Чем более близким будущим оперирует человек (выпить чаю, сходить в магазин, посмотреть телевизор), тем больше у него в этом опыта, тем проще это получается. Чем более отдаленным и масштабным изменением в жизни человек пробует управлять, тем больше это потребует квалификации. Умение создавать сознательный образ будущего, вдохновляться им и использовать его как мотив — это еще один пункт в копилку всего того, что не формируется в ребенке само по себе.
11. Игровые мотивы
Homo Ludens,
или «человек играющий» — термин, введенный в оборот Нидерландским историком-культурологом
Йоханом Хёйзингой еще в далеком 1938 году. В дальнейшем тематику игры как
исторического и культурного феномена исследовало множество ученых. И не
случайно этому было уделено столько внимания, ведь, как мы уже говорили,
рассматривая процессную мотивацию, игра может быть отличным способом выработать
послепроизвольное внимание, которое более экономично расходует нашу энергию.
Все просто: и дети, и взрослые любят играть.
Игра,
будучи единственным мотивом к деятельности, делает человека зависимым от нее.
12. Мотив саморазвития
Группа мотивов, связанных с желанием саморазвития. Всякий раз, когда мы говорим об этой группе мотивов, мы получаем комментарии о том, что такового саморазвития желают на самом деле единицы, а остальных устраивает тот уровень, который у них есть. Отчасти это правда. Тут есть несколько моментов, которые важно учитывать. Во-первых, стремление к саморазвитию стимулируется на государственных уровнях в последние десятилетия в развитых странах, и это связано в первую очередь с идеей непрерывного обучения. Эта идея является производной от увеличения продолжительности жизни и увеличения скорости обновления информации во всех отраслях деятельности человека. Логика тут такова: поскольку за время жизни человека, даже исключая детство и время, затрачиваемое на обучение, в каждой отрасли все стандарты, инструментарии и критерии неоднократно пересматриваются, необходимо сохранять способность эффективно обучаться, и, чем дольше живет человек, тем дольше ему эту способность надо сохранять.
И мотивация, связанная с саморазвитием является едва ли не основной для любого человека, который хочет быть успешным в своей области.
Резюмируя общие рассуждения о мотивах, надо сказать, что в целом к проблеме применима формула «цена и ценность». Мы говорили, что у мотива есть такая важная характеристика, как ценность для человека. Так вот ценность эта может быть различна. И цена, которую придется заплатить за достижение этой ценности, также является различной. Ценой в данном случае может быть время, усилия, деньги, отношения, упущенные альтернативные возможности и много что еще. А работа с мотивационной сферой сводится к двум глобальным процессам:
· научиться адекватно демонстрировать ребенку ценность и цену, чтобы способствовать «присваиванию» им выбора, переносу мотивации из внешней во внутреннюю;
· обучить ребенка производить эти процедуры самостоятельно.
Техника поиска мотива.
Попробуйте понять образ будущего вашего ребенка. Для начала достаточно задать ему всего несколько вопросов. Например, такие:
— На кого хочешь быть похожим, когда вырастешь?
—
Кто твой герой, на которого ты равняешься?
Если в ответ будет какой-нибудь вымышленный
персонаж или супергерой, то следует спросить, чем занимается этот персонаж в
свободное от подвигов время, что он делает? Какие его способности и черты
являются самыми важными? Если будет назван один из родителей, то тоже можно
спросить о том, что этот родитель делает на работе в те моменты, когда ребенок
его не видит, чем он тогда занимается. И ответы на эти вопросы помогут вам
многое осознать про то, какая карта сейчас формируется ребенка.
Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ RAZVITUM