Адаптация первоклассников

 Вспомните все себя в возрасте Ваших детей, вспомните школу, в которой Вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства?

Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, несколько десятилетий тому назад. Сейчас в начальной школе Лицея учится поколение Z - поколение со своими особенностями, которые меня как педагога-психолога Лицея удивляют ежедневно в хорошем смысле конечно.

Особенности современных первоклассников:

                            1.       У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

                            2.       У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

                            3.       У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.

                            4.       Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Виноваты в этом мы взрослые.

                            5.       У современных детей более слабое здоровье.

                            6.       Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Смею Вас уверить, что школа тоже не та.

Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение.

Задачи построения такого обучения:

§  Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование.

§  Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.

§  Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:

-  уметь принимать учебную задачу;

-  находить способы её решения;

-  отбирать нужные средства;

-  контролировать свои шаги;

-  самому оценивать полученные результаты.

Успешность решения целей и задач на начальном этапе обучения в первом классе зависит от успешности протекания адаптационного периода.

  АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять) в широком смысле это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. 

От успешности адаптации первоклассника к условиям Лицея зависит его успешность как ученика, Успешность ученика влияет на успешность всего периода школьного обучения, которая влияет на выбор ВУЗа. Последний выбор влияет на дальнейший выбор и успешность жизненного пути, успешность как специалиста в самореализации и построении карьеры. Можно продолжить, но, кажется, уже понятна важность успешной адаптации именно первоклассника.

Трудность или лёгкость адаптации зависит от индивидуальных особенностей нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

Адаптация -  процесс довольно длительный и трудный. Трудности испытывает не только сам первоклассник, но и его родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Помните:

Для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек,  не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту -     девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Необходимо только положительно оценивать учебу Вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам своё самое сокровенное.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Уровни адаптации

Содержание

Высокий уровень

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

- Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типовые задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- Дружит со многими одноклассниками

Низкий
уровень

 

- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдаются нарушения дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена.

- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

 

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Когда уместна тревога?!

  Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.

 

Обычно

Опасно

Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.

Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

Ничего не интересно, безразличие  ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

Делает уроки только «из-под палки».

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается  постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней,  которые  кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.

Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.

Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Если Вы, после изучения этого материала, отметили наличие опасных проявлений у своего маленького лицеиста, то желательно обратиться  к школьному психологу. Напоминаю, что первый принцип работы любого психолога – конфиденциальность. Всегда радует, когда родители обращаются по собственной инициативе, а не по вызову. Это свидетельство Вашей искренней заинтересованности в успешности ребёнка. Не стесняйтесь, даже если Вам нужен просто совет профессионала. В связи с временными ограничениями с родителями я встречаюсь в вечернее время, но возможны и исключения. Мой телефон есть у классных руководителей.

По данным предварительного тестирования уровня адаптации наших маленьких лицеистов выявлено, что большинство проблем связано с такими факторами,  в устранении которых можете помочь Вы, наши уважаемые родители первоклассников.

Первое составление режима дня!

Рекомендации по его составлению на странице https://psicologo34.blogspot.com/p/blog-page_39.html    ссылка

Второекаждый день интересоваться школьными событиями.

Не стоит перекладывать это на бабушку или няню. Если сейчас в традицию Вашей семьи войдёт обязательное обсуждение того, что происходило с ребёнком в школе, то это поможет не только в адаптации сейчас, но и в дальнейшем в подростковом возрасте поможет избежать множества проблем.

Примерный перечень вопросов для начала:

Что сегодня было самое интересное? 

Чему вы учились на уроке чтения?

Что веселого было на уроке физкультуры?

В какие игры вы играли?

Чем вас кормили сегодня в столовой?

С кем ты подружился в классе?


Вечером в пятницу беседа может быть  развёрнутой.

Очень полезна беседа с использованием фотографии класса. Вам она поможет понять, насколько хорошо ребёнок познакомился со своими одноклассниками, как у него складываются отношения с ребятами,  как он оценивает поступки других ребят, делает выводы (возможно с Вашей помощью).

Можно пофантазировать вместе с ребёнком о  том, как он закончит четверть, первый класс, лицей и т.д.

Детям очень нравиться, когда родители делятся своими воспоминаниями о школьной жизни.

Очень полезное упражнение «Копилка школьных успехов».


Не оставайтесь безразличными к школьным проблемам своего ребёнка, но никогда не осуждайте за промахи. Мама и папа должны стать понимающими и мудрыми советчиками, опытными и серьёзными. Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут, простят, дадут мудрый ответ на любой вопрос.

Подведу итог.

Важно знать, что адаптация – это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма.

По данным обследования примерно 50 – 60% детей адаптируются  в течение первых 2-3 недель.  У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу.

Примерно  30% детей  требуется больше времени  для привыкания к новой жизни. Эти дети предпочитают до конца  I  полугодия  игровую деятельность  учебной, часто дерутся, капризничают, плачут.

Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели  обучения.

Ваш педагог-психолог Елена Ивановна