Вспомните все себя в возрасте Ваших детей, вспомните школу, в которой Вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства?
Да, современный ребёнок не
тот, который был несколько лет, несколько десятилетий тому назад. Сейчас в начальной школе Лицея учится поколение Z - поколение со своими особенностями, которые меня как педагога-психолога Лицея удивляют ежедневно в хорошем смысле конечно.
Особенности
современных первоклассников:
1.
У детей
большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного
класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2.
У детей
обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно
бессистемна.
3.
У
современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое
поведение.
4.
Наличие
недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
Виноваты в этом мы взрослые.
5.
У
современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Смею Вас уверить, что школа тоже не та.
Приоритетная цель современной школы –
личностно-ориентированное обучение.
Задачи построения такого обучения:
§ Сформировать все психические
процессы, которые обеспечат полноценное образование.
§ Развить коммуникативную
деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.
§ Сформировать учебную деятельность.
Научить ребёнка учиться:
- уметь принимать учебную задачу;
- находить способы её решения;
- отбирать нужные средства;
- контролировать свои шаги;
- самому оценивать полученные
результаты.
Успешность решения целей и задач на начальном этапе обучения в первом
классе зависит от успешности протекания адаптационного периода.
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять)
в широком смысле это приспособление к изменяющимся внешним
и внутренним условиям.
От успешности адаптации первоклассника к условиям
Лицея зависит его успешность как ученика, Успешность ученика влияет на
успешность всего периода школьного обучения, которая влияет на выбор ВУЗа.
Последний выбор влияет на дальнейший выбор и успешность жизненного пути,
успешность как специалиста в самореализации и построении карьеры. Можно
продолжить, но, кажется, уже понятна важность успешной адаптации именно
первоклассника.
Трудность или лёгкость адаптации зависит от индивидуальных
особенностей нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных
способностей; адекватного опыта.
Адаптация -
процесс довольно длительный и трудный. Трудности испытывает не только сам
первоклассник, но и его родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если
научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего
нашим детям.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Ребенок не должен панически
бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не
выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой
советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да
и просто радость жизни и радость познания.
Помните:
Для ребенка что-то не уметь
и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок.
Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте ребенка с
другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником
право на индивидуальность, право быть другим.
Никогда не
сравнивайте мальчиков и девочек, не
ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому
возрасту - девочки обычно старше
ровесников-мальчиков.
Ваш
ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы.
Никогда не
ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Необходимо
только положительно оценивать учебу Вашего малыша, даже если вам кажется, что
его успехи явно недостаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам своё самое сокровенное.
Наблюдается три уровня адаптации
детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит
период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
Уровни адаптации |
Содержание |
Высокий уровень |
- Первоклассник положительно относится к школе.
Предъявляемые требования воспринимает адекватно. - Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно,
успешно решает усложненные задачи. - Прилежен, внимательно слушает указания и
объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. - Проявляет большой интерес к самостоятельной
учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). - Общественные поручения выполняет охотно и
добросовестно. - Занимает в классе благоприятное
статусное положение |
Средний уровень |
- Первоклассник положительно относится к школе, ее
посещение не вызывает отрицательных переживаний. - Понимает учебный материал, если учитель объясняет
его подробно и наглядно. - Усваивает основное содержание учебных программ. - Самостоятельно решает типовые задачи. - Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий,
поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. - Общественные поручения выполняет добросовестно. - Дружит со многими
одноклассниками |
Низкий |
- Первоклассник отрицательно или индифферентно
относится к школе. - Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует
подавленное настроение. - Наблюдаются нарушения дисциплины. - Объясняемый учителем материал усваивает
фрагментарно. - Самостоятельная работа с учебником затруднена. - При выполнении самостоятельных учебных заданий не
проявляет интереса. - К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он
начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические
напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. - Общественные поручения выполняет под контролем,
без особого желания. - Пассивен, близких друзей не
имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников |
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у
ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие
конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.
Когда уместна тревога?!
Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно,
нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят
ребёнку.
Обычно |
Опасно |
Снижается первоначально
непосредственный интерес к школе, занятиям. |
Полное отсутствие интереса к
учёбе, вялость и безынициативность. |
Начинает время от времени говорить,
что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно
интересуется всем остальным. |
Ничего не интересно,
безразличие ко всему, даже к играм,
если они требуют хоть какого-то напряжения. |
Радуется, когда не надо делать
домашнее задание. |
Делает уроки только «из-под
палки». |
Время от времени хочет остаться
дома, пропустить уроки. |
Нежелание ходить в школу и вообще
учиться выражается постоянно и открыто
в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые
кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома. |
Иногда выражает недовольство
учителем или опасения по его поводу. |
Очень не любит или боится учителя,
испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию. |
Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе. |
Если Вы, после изучения этого материала, отметили наличие
опасных проявлений у своего маленького лицеиста, то желательно обратиться к школьному психологу. Напоминаю, что первый принцип
работы любого психолога – конфиденциальность. Всегда радует, когда родители обращаются
по собственной инициативе, а не по вызову. Это свидетельство Вашей искренней заинтересованности
в успешности ребёнка. Не стесняйтесь, даже если Вам нужен просто совет профессионала.
В связи с временными ограничениями с родителями я встречаюсь в вечернее время, но
возможны и исключения. Мой телефон есть у классных руководителей.
По данным предварительного
тестирования уровня адаптации наших маленьких лицеистов выявлено, что большинство проблем
связано с такими факторами, в устранении
которых можете помочь Вы, наши уважаемые родители первоклассников.
Первое составление режима
дня!
Рекомендации по его составлению на странице https://psicologo34.blogspot.com/p/blog-page_39.html ссылка
Второе – каждый день интересоваться
школьными событиями.
Не стоит перекладывать это на бабушку или няню. Если
сейчас в традицию Вашей семьи войдёт обязательное обсуждение того, что
происходило с ребёнком в школе, то это поможет не только в адаптации сейчас, но
и в дальнейшем в подростковом возрасте поможет избежать множества проблем.
Примерный перечень вопросов для начала:
Что сегодня было самое
интересное?
Чему вы учились на уроке
чтения?
Что веселого было на уроке
физкультуры?
В какие игры вы играли?
Чем вас кормили сегодня в
столовой?
С кем ты подружился в классе?
Вечером в пятницу беседа может быть развёрнутой.
Очень полезна беседа с использованием фотографии
класса. Вам она поможет понять, насколько хорошо ребёнок познакомился со своими
одноклассниками, как у него складываются отношения с ребятами, как он оценивает поступки других ребят,
делает выводы (возможно с Вашей помощью).
Можно пофантазировать вместе с ребёнком о том, как он закончит четверть, первый класс, лицей
и т.д.
Детям очень нравиться, когда родители делятся своими
воспоминаниями о школьной жизни.
Очень полезное упражнение «Копилка школьных успехов».
Не оставайтесь безразличными к школьным проблемам
своего ребёнка, но никогда не осуждайте за промахи. Мама и папа должны стать
понимающими и мудрыми советчиками, опытными и серьёзными. Ребёнок должен знать,
что родители его всегда поймут, простят, дадут мудрый ответ на любой вопрос.
Важно знать, что адаптация – это длительный процесс,
связанный с напряжением всех систем организма.
По данным обследования примерно 50 – 60% детей
адаптируются в течение первых 2-3
недель. У них преобладает хорошее
настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу.
Примерно 30%
детей требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Эти дети
предпочитают до конца I полугодия
игровую деятельность учебной,
часто дерутся, капризничают, плачут.
Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к
школе. Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели обучения.